Суеверие - вера ни во что.

«Единственное лекарство против суеверия – это знание» - писал известный американский журналист и писатель Амброз Бирс. Что же такое суеверие? Какова его сущность? Почему оно так привлекает человека?

Само славянское слово «суе верие» означает ни что иное, как суетную, пустую, тщетную веру – веру ни во что. Говоря о сущности суеверных представлений человека (к которым относятся, прежде всего, вера в приметы, в предзнаменования, гадание, ношение амулетов и пр.),  необходимо вспомнить о том, что же вообще такое вера.  Чувство веры знакомо каждому человеку: так, например, земледелец, сажая семя, не может знать наверняка, что оно вырастет, а лишь только верит в это; человек покупает билет на самолет, веря, что он не потерпит крушение; основа образования – обоюдное доверие учителей и учеников; брак тоже существует на вере, на благих намерениях обеих сторон. Поэтому любой человек имеет веру во что-либо, но при этом не всякий обладает верой религиозной, которая является внутренним состоянием, духовным опытом человека, его чувством единения с Богом. Вспоминая слова одного современного богослова, можно сказать, что «вера – это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу». Действительно, вера это то, что связывает мир Божественный и мир человеческий (кстати, само слово «вера» происходит от древнего слова «варатра», что значит веревка, канат; то, что связывает, соединяет). И потому всякий, кто не имеет религиозной веры или имеет веру суетную, пустую, тот удаляется от общения с Богом, делает шаг назад от Него. Именно в этом и заключается главная опасность всех суеверий, именно поэтому христианство относится к суеверию, как ко греху, потому что грех – это все то, что отдаляет нас от Бога. Тем не менее, суеверия весьма распространены в нашем обществе, существуют целые многотомные сборники различных суеверий и примет. И связано это не просто с отсутствием у людей тех или иных знаний о предмете, но, чаще всего, с нежеланием человека эти знания получить, с нежеланием находить ответы на трудные вопросы. Доверяя суевериям, человек, порой, даже не задумывается над смыслом происходящего, не пытается для себя ответить, почему он должен верить каким-либо приметам, суевериям или гаданиям. Например, почему ключи на столе – к ссоре - как это связано друг с другом; или, с какой стати, если невеста под венцом уронит платок, а жених поднимет, то скоро умрет. Такая вера не только не имеет каких-то разумных оснований, но и исключает личную ответственность человека за все его действия (в таком случае выходит, что не сам человек виноват, допустим, в той ссоре, которая произошла в его семье, а виноваты ключи, лежавшие на столе). Суеверия привлекают многих именно тем, что они не требуют от человека каких-то особенных усилий. Ведь, действительно, совсем несложно, например, завесить все зеркала в доме, когда умирает кто-либо из близких, или не использовать вилки на поминальной трапезе – такие действия не заставляют человека от чего-то отказываться или прилагать какие-то большие старания. Намного труднее, конечно, каждый день усиленно молиться об усопшем самим или подавать милостыню бедным людям и неимущим семьям с просьбой помолиться нем. Неправильно думать, что можно добиться чего-то без личного подвига, без самоотречения, просто слепо следуя тому, о чем говорят суеверы.

Никогда еще человек не достигал успеха или «счастья», не прилагая к этому никаких усилий и стараний. Для христианина же главным счастьем является жизнь со Христом, жизнь в Церкви и, поэтому суеверия не только не помогают ему в достижении этого счастья, но, напротив, являются помехой для него, потому что удаляют его от Бога.

 

Священник Иоанн Дворядкин, 2010 г.

 


Назад к списку